- Античная экспозиция
- Античный театр
- Базилика 1935 г.
- Башня Зенона
- Бронзовая панорама Херсонеса
- Византийская экспозиция
- Выставка под открытым небом
- Звонница Владимирского Собора
- Крещальня (баптистерий)
- Монетный двор
- Памятник Андрею Первозванному
- Свято-Владимирский кафедральный собор
- Сцена в Портовом районе городища
- Туманный (сигнальный) колокол
- Церковь Семи Херсонеских Священномучеников
Античная экспозиция
В экспозиции представлены памятники, иллюстрирующие основные этапы политического, экономического и культурного развития античного Херсонеса на протяжении его 1000-летней истории.
Экспозиция истории античного Херсонеса, как и прежде, располагается в здании бывшей трапезной Свято-Владимирского монастыря (здание конца XIX века) и занимает 2 зала.
Античный театр
Центром театра была круглая площадка, которая называлась «орхестра» (рис.) на ней во время спектаклей выступал хор в сопровождении музыкантов. По периметру полукольцом были расположены скамьи «театрона» (рис.), разделенного на секторы лестничными проходами. Скамья одного ряда и часть лестницы сохранились на своих местах внутри позднего храма. Зрители в «театроне» располагались согласно иерархии городского сообщества. Центральный сектор занимали члены совета (буле), в первых рядах сидели магистраты — исполнители государственных должностей в текущем году. Те кто не обладал гражданством (например иностранцы), а также женщины располагались на самых верхних рядах.
На территории античного театра в разные годы были найдены детали архитектурного оформления, фрагменты мраморного кресла. Среди многочисленных находок, сделанных на территории театра: алтари, посвященные богине Немесиде, рельеф с изображением Геракла, фрагмент статуэтки Аполлона, чернолаковый сосуд со сливом в виде львиной головы.
Базилика 1935 г.
До строительства базилики на её месте существовало здание синагоги, построенное в конце IV в. Этому зданию принадлежат находки плиты с изображением миноры, фрески с надписями на иврите и участок мозаичного пола.
Базилика представляет собой прямоугольное вытянутое здание, разделенное колоннами на три нефа. Длина храма 37 м, ширина – 18,5 м. Апсида храма полукруглая .
Колоннады межу нефами состоят из 6 колонн каждая. Высота колонн – 2,97 м. Крупные капители на колоннах украшены растительным декором и небольшими волютами на углах.
Алтарь храма был выделен алтарной преградой. В центре находится престол, выложенный из керамических плит на известковом растворе. В центральном нефе пол был сделан из мраморных плит. 8 из 20 плит представляли собой античные рельефы, уложенные лицевой стороной вниз. В боковых нефах, а также в притворе (нартексе) пол был мозаичный. В северном нефе был использован «ёлочный» орнамент, в южном – растительно-геометрический. Все композиции по периметру окружены орнаментом в виде побега плюща. Около северной колоннады в базилике находилась купель-крещальня. Был найден мраморный слив и два водостока отводившие воду. Средняя часть храма сообщалась с притвором через три двери. Стены базилики были украшены фресковой росписью.
Башня Зенона
Древнейшая часть башни диаметром около 8 м построена во II веке до н.э., в период войн Херсонеса со скифами. При строительстве в кладке были использованы надгробные памятники с городского некрополя. На некоторых из них сохранилась полихромная роспись IV-III вв. до н.э., в том числе знаменитый "портрет юноши" - украшение античной экспозиции.
Спустя два столетия сильно поврежденную башню усилили дополнительным кольцом кладки из крупных блоков. В V-VI вв., возможно при императоре Зеноне, построено второе кольцо утолщения. От него сохранились нижние ряды облицовки, которые видны в периболе у 19-й куртины.
В IX-X вв. башню перестроили еще раз, и диаметр ее достиг 23 м. Внутри нее в это время устраивается помещение для стражи. Из него можно было попасть по перекидному мостику на площадку над входными воротами в перибол.
Бронзовая панорама Херсонеса
Историческая реконструкция состоит из двух элементов («Карта Херсонеса» и «История Херсонеса») и представляет собой бронзовые скульптуры, установленные на металлокаркасе, облицованные натуральным камнем (известняком). Для сохранения историко-культурного слоя данные композиции были разработаны максимально облегчёнными и установлены на основании из сборных железобетонных плит на гравийно-песчаной утрамбованной подушке с защитой поверхности земли геотекстилем.
Византийская экспозиция
В настоящее время она включает в себя 3050 экспонатов, иллюстрирующих различные стороны жизни Херсонеса – Херсона конца IV-XIV вв..
Экспозиция, развернутая в двух залах, построена по историко-хронологическому принципу. Все предметы материальной культуры распределены по блокам – в соответствии с темами, которые они отражают, внутри блоков соблюден хронологический принцип.
Первый зал экспозиции включает в себя такие тематические блоки как Крым в позднеантичную эпоху. Управление. Армия. Религия. Христианская архитектура. Градостроительство. Экономика. Ремесла. Сельское хозяйство и промыслы. В витринах и на подиумах размещены артефакты преимущественно раннесредневекового периода. Доминантой и украшением зала несомненно являются ранневизантийские резные мраморные капители из христианских храмов Херсонеса, эффектно расположенные перед апсидой на высоких подиумах, имитирующих колонны.
Второй экспозиционный зал включает в себя артефакты преимущественно средне-и поздневизантийского времени.
Византийская экспозиция Херсонесского музея-заповедника не только освещает различные сферы жизни Херсона и его предместья. Она дает уникальную возможность соприкоснуться с бесценным наследием великой древней цивилизации.
Выставка под открытым небом
Здесь можно увидеть известняковые фрагменты архитектурных деталей античных храмов и построек, постаменты древних статуй, мраморные капители и колонны византийских базилик, копию раннехристианской мозаики.
Под открытым небом посетитель может познакомиться с находками, которые расскажут о хозяйственной деятельности Херсонеса.
Экспозиция символически показывает в зеркале архитектуры и иных предметов историю Херсонеса и его округи на протяжении более 2,5 тысяч лет. Выставка работает круглогодично и совершенно бесплатно.
Звонница Владимирского Собора
После гражданской войны храм был закрыт, очевидно, первым делом была разрушена и звонница. Судьба колокола не известна.
На фотографиях представлены виды звонницы и храма сейчас и в начале XX века. Храм восстановлен, звонница воссоздана.
Крещальня (баптистерий)
Сразу после раскопок стены были такой хорошей сохранности, что просматривались следы трех окон в алтарной апсиде, имевшие, как и дверные проемы, кирпичные арки. С западной стороны уцелел каменный порог.
Монетный двор
Во время раскопок в одной из комнат найдены остатки плавильного горна, литейный шлак и 43 бронзовых кружочка - вероятно, заготовки для чеканки монет. Эти находки и дали основание определить открытое сооружение как монетный двор. Все помещения здания были сгруппированы вокруг двора с галереей, крышу которой поддерживали 26 колонн.
Памятник Андрею Первозванному
Косой крест его символ апостола Андрея как мученика, стал геральдическим знаком на флаге российского флота. Установлен на территории музея-заповедника Херсонес Таврический, рядом с Владимирским собором.
Бронзовая скульптура апостола Андрея с крестом в руке поставлена на большой камень. Скульптура из темной бронзы выполнена в полный рост, общая высота памятника - 5,2 м; высота скульптуры - 3,2 м. Памятник сооружен на средства гражданина России Алексея Ивановича Жидкова. Согласно преданию Андрей Первозванный посещал Херсонес. Памятник был открыт в 2003 году.
Свято-Владимирский кафедральный собор
Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II.
Сцена в Портовом районе городища
Туманный (сигнальный) колокол
Он был отлит из турецких трофейных пушек в конце XVIII века в Таганроге. В Севастополе он пробыл совсем недолго – во время Крымской войны французские войска забрали его в качестве военного трофея. Более полувека колокол украшал звонницу Собора Парижской Богоматери. На святую землю Херсонеса колокол вернулся только в 1913 году.
Церковь Семи Херсонеских Священномучеников
В апреле 1881 года на этом месте освятили каменную церковь Семи священномучеников Херсонесских. Во время обороны Севастополя в период 2-й мировой войны в храме располагался склад военной амуниции, отсюда уходили на передовую новобранцы. В последующие годы храм неоднократно перестраивался, использовался как зал Херсонесского музея. В настоящее время храм передан в постоянное пользование Православной Церкви.
"Усадьба Эвклида"
Балка Бермана
Древние сооружения, расположенные в балке Бермана, привлекали к себе внимание исследователей с самого начала освоения окрестностей Севастополя. Еще в 1793 году, академик Петр Симон Паллас, в своих «Наблюдениях», описывая развалины древних построек в этой части Гераклейского полуострова, сделал вывод: «Так как эта долина находится в самой красивой и плодородной части всего Херсонеса, то и не удивительно, что ее защищали многими укреплениями…»
В 2013 году участок археологического парка «Хора Херсонеса» в балке Бермана был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с городищем Херсонеса и другими участками хоры. К этому моменту памятник включал в себя несколько открытых архитектурных комплексов: «Основной», «Северо-западный – 1», «Северо-западный – 2», «Подземный – 1». Эти комплексы представляли собой архитектурные остатки зданий, виноделен, мощных оборонительных стен, подземных пещерных сооружений эллинистического, римского и византийского периодов. По результатам раскопок можно утверждать, что жизнь здесь не прекращалась с IV в. до н.э. по XIV в. н.э.
Крепость Каламита
Крепость Каламита-Инкерман расположена в устье реки Черной, на плато Монастырской скалы. В VI в., как и в других местах Горного Крыма, здесь возводится византийское укрепление с гарнизоном из местных жителей.
Название "Каламита" впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV -ХV вв. В ХV в. мангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна была защищать порт княжества. Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперед и вверх шел коридор - тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене – по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус с кельями и колокольней, и три пещерные церкви.
Крепость Чембало
Крепость Чембало расположена на вершине горы Кастрон на юго-восточном берегу балаклавской бухты в 12 км к югу от исторического центра города Севастополя. Балаклава - один из районов современного Севастополя, прекрасный уголок крымского побережья со специфическим климатом и ландшафтом и интересными историческими памятниками.
Об особенностях местной бухты Симболон писал еще древнегреческий географ Страбон. Удобное местоположение гавани, защищенной от штормов, изобилие рыбы в прибрежных водах, плодородные земли, пригодные для выращивания виноградной лозы и других сельскохозяйственных культур, способствовали освоению данной территории с древнейших времен.
Находки монет, фрагментов керамической посуды, предметов культа античного и средневекового времени свидетельствуют о постоянном присутствии населения в районе современной Балаклавы.
До настоящего времени хорошо сохранились величественные руины средневековой крепости Чембало, история которой самым тесным образом связана с генуэзской колонизацией Крыма в XIV-XV вв. Точное время появления генуэзцев в балаклавской гавани неизвестно. Очевидно, это случилось незадолго до опустошительного набега на Крым татарских орд в 1345 году.